Процентные расчёты

6 класс. Математика.
Тема. Процентные расчеты.
Цель. Систематизировать знания учащихся о видах задач на проценты и дополнить их алгоритмом решения этих задач с помощью пропорций. Развивать внимание, математический язык, логику, память. Воспитывать трудолюбие, заинтересованность предметом.
Ход урока
13 декабря по народным поверьям день загадочный, это день Андрея Первозванного - одного из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа и брата апостола Петра или (Андрея Зимнего).
На Андрея, как и накануне, крестьяне слушали воду — но не только в колодцах, но также в реках и озерах. Если вода стояла спокойно, это предвещало теплую, без метелей зиму. Если же слышалось гудение и стоны, нужно было ждать бурь, сильных морозов. Также обращали внимание на другие приметы. Например,  если в Андреев день пойдет снег, то он пролежит еще 110 дней.
А кто меня может ещё дополнить?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;

Девушки в этот день молились апостолу о хороших женихах и гадали на суженого.

Ну а мы на уроке гадать не будем, а будем вычислять и давать точные ответы. О правильности ответов сигнализируем смайликами.
И начнем с проверки домашнего задания. На сегодня были заданы номера: 721, 723, 725.
№ 721. Сколько процентов составляет число 40 от числа 32?
Ответ: 125%
№ 723. Из 400 кг молока получили 84 кг сливок. Сколько процентов молока составляют сливки?
Ответ: 21%
№ 725. В списках 1280 избирателей. В день выборов проголосовало 1120 избирателей. Каков процент избирателей, участвовавших в голосовании?
Ответ: 87,5%

С домашними задачами справились хорошо. Напомните, какие правила мы должны были знать, чтобы правильно решить задачи?

Микрофон:
·        Что называют отношением двух чисел?
·        Дать определение пропорции
·        Основное свойство пропорции
·        Как найти средний член пропорции?
·        Как найти крайний член пропорции?
·        Что такое процент?
·        Как найти процентное отношение двух чисел?

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
"Устный счёт!" Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Устный счет:
1. найти отношение чисел: 18 к 6      20 к 60      3 к 2
2. укажите пример пропорции:
    5 : х = 20          7 : 2 = 14 : 4        8 : 2                      12 : 3 = 1 + 3
3. какая из пропорций верная?
    5 : 2 = 10 : 4              2 : 1 = 5 : 10        6 : 24 = 1 : 2
4. какой член пропорции неизвестен? Как его найти?
    Х : 8 = 5 : 4                  9 : 2 = х : 3                   
5. выразить в процентах числа:
    0,02                       0,2           0,12                           2
6. представить проценты в виде десятичной дроби:
    6%             14%          0,4%        84%              100%        160%
7. Логическая задача
   
 100%           

             ?
8. Логическая задача
150%


100%                                      ?

Открываем тетради. Записываем число: 13 декабря. Классная работа. Тема сегодняшнего урока: Процентные расчёты.

Давайте вместе ещё раз пропишем знак обозначения процентов. Достаточно одной строчки.

Ожидание. А что вы ожидаете на уроке? А где нам это пригодится?

Любую задачу на проценты можно решить одним из трех способов: по определению процента, сведением к решению задачи на дроби (нахождение процентов от числа), составлением пропорции.
На доске вы видите схему, такая же есть у вас на столах.
Я вам хочу предложить задачу, которую мы решим тремя способами.
Задача. В школе № 12 города Марганец 260 учащихся, из них 55% мальчики. Сколько мальчиков учится в школе?
1 способ
Решение задачи по определению процента
1.   узнать, сколько составляет 1%.
( число делим на 100%)
2.   полученный результат умножаем на число процентов

260 : 100 = 2,6 учащихся составляют 1%
2,6 · 55 = 143 (м) учится в школе
Ответ: 143 мальчика.

2 способ
Решение задачи по нахождению процентов от числа
1.   записать проценты в виде  дроби
( число процентов делим на 100)
     2. умножить число на эту дробь

    55% = 0,55
    260 · 0,55 = 143 (м) учится в школе
    Ответ: 143 мальчика.

3 способ
Решение задачи с помощью пропорции
260 учащихся – 100%
Х мальчиков    - 55%
(м) учится в школе.
Ответ: 143 мальчика.

Физкультминутка « Австралийский дождь»

А сейчас в группах мы решим другую задачу, используя все эти способы.

1 группа – по определению процента
2 группа – сведением к основной задачи на дроби
3 группа – с помощью пропорции.

Задача 2.
Общая биомасса организмов в лиственных лесах Украины на 1 га площади составляет 700 т , из неё 25% биомасса травоядных животных. Какова биомасса травоядных животных?
1 способ. 700 : 100 · 25 = 175 (т)
2 способ: 700 · 0,25 = 175 (т)
3 способ: 700 т – 100%
                     Х т – 25%
          (т)

Следующую задачу мы решим с помощью пропорции.
Задача 3.
Мастер за смену изготовил 40 деталей, а его ученик – 28. На сколько процентов меньше деталей изготовил ученик?
40 д – 100%
28 д – х%
100% - 70% = 30% разница.
Ответ: на 30%.

Подведение итогов:
·        перечислите способы решения задач на проценты
·        какой для вас самый легкий способ?
·        Чему мы научились?

Оценивание: группа №… работала…..

Домашнее задание: п. 26 с. 131 – 133, № 737 (тремя способами),
 № 747 с помощью пропорции.




                 

Немає коментарів:

Дописати коментар